Неисправности сцепления

Неисправности сцепления

15.01.2017

Неисправности сцепления

Проблемы с включением или выключением сцепления могут быть чреваты не только повреждением трансмиссии, но и значительными расходами в случае неправильной диагностики.

Ликвидация неполадок сцепления требует немалого количества денег и времени и причиняет неудобства. На большинстве переднеприводных автомобилей при демонтаже сцепления зачастую приходится снимать другие детали трансмиссии и часть подвески. На некоторых машинах дело доходит до того, что механик снимает весь двигатель, поскольку свободного пространства для работы очень мало. 

Прежде чем приняться за замену сцепления целиком (а для этого, скорее всего, придётся снять коробку передач), проверьте, не вышел ли из строя привод выключения сцепления.

Причина неисправности может быть не столь сложной и затратной, как износ картера. Неполное выключение (сцепление «ведёт») проявляется в том, что при нажатии педали диски не размыкаются полностью, а во время переключения передач раздаётся шум, первая и задняя передачи включаются с трудом.

Что необходимо знать о тросе сцепления

Неполное выключение сцепления иногда требует дорогостоящего ремонта, но бывает и так, что неполадки возникают в приводе, который на многих моделях автомобилей осуществляется с помощью троса. Он может растягиваться и при нажатии педали совершать в моторном отсеке движения, непредусмотренные конструкцией автомобиля.

Трос иногда внезапно обрывается, и тогда педаль становится бесполезной. Работа сцепления основана на силе трения, и из-за этого оно постепенно изнашивается. На этот случай во многих автомобилях есть регулировочное натяжное устройство. Иногда оно объединено с тросом и работает автоматически. В других случаях регулировка выполняется вручную.

Когда возникают неполадки в автоматическом либо механическом регулировочном механизме, сцепление начинает пробуксовывать. Проявляется это в том, что при резком увеличении оборотов двигателя скорость автомобиля не изменяется, хотя педаль сцепления не нажата. Такие неполадки нужно ликвидировать сразу, иначе дело закончится заменой сцепления целиком.

Гидравлическое оборудование сцепления

Некоторые автопроизводители устанавливают в системе сцепления гидравлический привод. Принцип его работы заключается в том, что педаль воздействует на поршень в главном цилиндре, а он вытесняет жидкость в рабочий цилиндр через гибкий шланг. С рабочего цилиндра усилие передаётся на рычаг, непосредственно управляющий сцеплением. Явное преимущество гидравлики в том, что она редко требует ручной регулировки.

Любые следы жидкости в районе рабочего цилиндра или подключённых к нему шлангов указывают на утечку.

К сожалению, внутренние сальники могут выйти из строя и в главном, и в менее сложном рабочем цилиндре, и тогда происходят либо утечка жидкости, либо попадание воздуха в систему. Из-за этого сцепление перестаёт полностью выключаться. В некоторых автомобилях в системе сцепления используется та же жидкость, что и в тормозах. В любом случае она гигроскопична, а систему нужно промывать каждые два года. Этот процесс поможет удалить пузырьки воздуха, причиняющие немало неприятностей.

Некоторые гидравлические системы снабжены отдельным резервуаром, соединённым с корпусом главного цилиндра.

Выявив неисправности главного либо рабочего цилиндров, их следует заменить. Новые запчасти не подойдут для машин старых моделей, и тут вам придёт на помощь ремкомплект для уплотнений.

Из всего сказанного можно сделать вывод, что как только вы заметили неисправность сцепления, вам нужно в первую очередь проверить приводные устройства. Не следует сразу приниматься за дорогостоящие работы, возможно, они не нужны.

Ремонт сцепления в определённых случаях требует больших денег, но есть немало советов о том, как продлить срок службы сцепления и снизить трудоёмкость ремонта и техобслуживания.

Совершено необходимое для автомобиля сцепление состоит из трёх частей, общее название которых – это механизм сцепления. Диск с фрикционными накладками прижат к маховику двигателя с помощью нажимного диска. Их разъединение происходит при помощи выжимного подшипника. Поскольку диск с накладками связан с коробкой передач, он должен либо полностью быть прижатым к маховику, либо полностью отсоединённым от него, а для плавного ускорения при трогании с места диски должны проскальзывать относительно друг друга. Выжимной подшипник толкает диск вперёд либо назад, отключая трансмиссию.

В процессе замены механизма сцепления зачастую требуется для начала снять тяжёлую коробку передач. Из-за этого физические усилия превосходят стоимость запчастей.

Проблемы с механизмом сцепления

Поскольку на поверхности диска закреплены накладки, она не является гладкой, и трение при высоких оборотах двигателя постепенно уничтожает неровности. В результате срок службы диска снижается. Об усилении износа говорит пробуксовка сцепления при отпущенной педали. Если вы проигнорируете этот симптом, то сцепление в какой-то момент прекратит передавать крутящий момент на трансмиссию, поэтому маховик двигателя может получить повреждения. Пробуксовка сцепления возникает, когда диск загрязнён маслом, например, при неисправности двигателя или нарушении герметичности сальников коробки передач.

Если накладки диска сотрутся полностью, металлическая часть диска войдёт в соприкосновение с маховиком и начнёт его разрушать, что приведёт к дополнительным расходам.

Пружины нажимного диска могут со временем ослабнуть и вызвать пробуксовку, но визуально это определить невозможно. Выжимной подшипник тоже изнашивается и в особо серьёзных случаях визжит при нажатии на педаль. Никогда не прилагайте излишних усилий к педали и не удерживайте её в нажатом положении в течение длительного времени. 

Срок службы сцепления очень сильно зависит от стиля вождения, многие автопроизводители не включают неисправности этого узла в список гарантийных случаев. При нормальном использовании сцепление прослужит от семи до десяти лет, но когда придёт время, необходимо будет менять весь механизм. На некоторых моделях автомобилей потребуется замена и других деталей.

Поскольку работы такого рода включают в себя демонтаж многих узлов и механизмов (иначе нельзя добраться до сцепления), их стоимость складывается, прежде всего, из оплаты физического труда и уже потом из стоимости запчастей. Чтобы не платить лишние деньги, обязательно проверьте привод, прежде чем менять сцепление целиком.

Двухмассовый маховик

Двухмассовые маховики (DMF) завоевали популярность у многих автопроизводителей, и чаще они устанавливаются на дизельные автомобили. Их отличие от обычных «цельных» маховиков заключается в наличии двух корпусов и гибкого гасителя колебаний между ними. Назначение такого устройства – поглощать удары и толчки от двигателя и трансмиссии, и поэтому оно может преждевременно выйти из строя. На это будут указывать металлический лязгающий звук и/или вибрации при определённой скорости автомобиля. Многие автомеханики рекомендуют в обязательном порядке менять двухмассовые маховики вместе с механизмом сцепления. На срок службы таких маховиков оказывает воздействие и излишняя пробуксовка сцепления. 

По окончании работы убедитесь, что сцепление работает нормально, а передачи легко включаются, когда автомобиль стоит на месте.

 


Возврат к списку