История и этапы развития платного паркинга в Москве

История и этапы развития платного паркинга в Москве

26.02.2017

История и этапы развития платного паркинга в Москве

Необходимость решения проблемы

Идея брать с московских автомобилистов плату за паркинг личного транспорта появилась не в последние годы. История мероприятий насчитывает 20 лет, однако только при мэре Собянине она приобрела систематический характер и серьезную законодательную и материальную поддержку. Чтобы проследить последовательность и ошибки работы столичных властей, следует совершить экскурсию в прошлое. В первые постсоветские годы вызов эвакуатора еще считался экзотикой. Проблемой платной парковки администрация тогдашнего градоначальника Лужкова озаботилась еще в далеком 1997 году. Сказался быстрый рост трафика. После распада Советского Союза и в связи с развитием рыночных отношений автомобиль уже не являлся признаком роскоши. Статистика показывает нам следующие цифры. Если в 1985 году на тысячу жителей приходилось 53 транспортных средства, то в 1993 уже 113. Наконец, к 1997 году цифра поднялась до 188 авто. Кроме этого, через мегаполис всегда проходил повышенный поток транспорта из регионов. Центр города уже был перегружен, запрещающие знаки в отдельных местах не могли исправить общей ситуации.

Первые эксперименты

Ситуация, как говориться, назрела. Естественно, чиновники не ограничивались решением транспортной проблемы. Возможность пополнять казну города без особых усилий выглядела заманчивой. Обратились к опыту цивилизованных стран и к своему удовольствию отметили наличие программ по сбору денег с автомобилистов в крупнейших мегаполисах мира (Нью-Йорке, Лондоне, Париже). В 1997 году были утверждены тарифы. Сумма стоянка составляла от 9 до 11 рублей в час, около двух долларов по курсу ММВБ в те годы. Программа носила точечный характер и была плохо обеспечена техническими средствами. Вызов эвакуатора не практиковался. Мало того, существовал законодательный запрет на принудительную эвакуацию. Закономерным итогом стал захват рынка парковочных услуг полукриминальными элементами. Большая часть собираемых средств не доходила до бюджета, установленные тарифы повсеместно нарушались. Для борьбы с этим явлением в 2000 году появились первые паркоматы. Однако у автолюбителей популярностью они не пользовались. Небольшое количество и особенности пользования устройствами свели на нет очередную инициативу.

Проблемы при реализации

В конце следующего года Верховный суд при рассмотрении одного из дел вынес вердикт о незаконности платных парковок. Однако поборы продолжались, не помогло переодевание сборщиков денег в зеленые жилетки. В основном оккупировались людные места с большим транспортным потоком. Вокзалы, аэропорты, концертные здания и сооружения. Владельцы развлекательных заведений собирали средства за паркинг на прилегающих территориях. Со стороны процесс выглядел неуправляемым, однако в этой сфере крутились огромные денежные средства, проплывающие мимо городской администрации. Тяжело решалась проблема с принудительной эвакуацией и штрафстоянками. Лишь в конце 2003 года было принято постановление, окончательно установившие квоты на эти услуги. Но еще долго использование легковых и грузовых эвакуаторов сотрудниками ГАИ вызывало скандалы в прессе и недовольство граждан. Милицию обвиняли в злоупотреблениях и «показухе». Осложняло ситуацию большое количество неприкасаемых автомобилистов: сотрудников силовых ведомств и чиновников различных рангов.

Четыре года передышки и новый этап решения проблем

Осенью 2008 года, видимо поняв бесперспективность борьбы с незаконными структурами и услышав недовольных москвичей, мэрия сделала паркинг в Москве бесплатным. На четыре года решение острой проблемы было отложено. Фраза «заказать эвакуатор», ассоциировалась теперь только в техническими проблемами. Однако рынок незаконных услуг оставался. Наглые граждане в зеленых жилетках по-прежнему собирали деньги с гостей столицы и доверчивых автомобилистов. Недовольные рисковали повреждением имущества и даже своим здоровьем. После прихода к власти Сергея Собянина власти два года анализировали ситуацию, готовили законодательную базу и материальное обеспечение. Проект стартовал в 1 ноября 2012 года. Оплата парковок предусматривала исключительно безналичный расчет. Для этой цели применяются паркоматы и мобильные приложения. Зона предоставления услуг стремительно расширяется. Нарушителей ждут 5-тысячный штраф и принудительная эвакуация на штрафстоянку. Уже к концу 2013 г. стала платной вся территория внутри Садового кольца, в течение следующего года она приросла 450 улицами в пределах 3-го транспортного кольца. Далее были затронуты даже области на окраинах города. На начало 2017 года доходы мэрии достигли 9 млрд. рублей, что позволило властям заговорить об успешном решении проблемы.


Возврат к списку